ГИЛФОРД


ГИЛФОРД
(Guilford) Джой Пол (1897— 1987) — американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже — снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928— 1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 — президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. — профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды АРА. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест Обзор темпераментов , позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (Personality.McGraw-Hill,1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан Тест университета штата Юж.Калифорния , в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. (The Nature of Human Intelligence, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). (Intelligence, creativity, and their educational implications , 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимуль-ное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы (Analysis of Intelligence, N.Y.,1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате сжатия одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.(Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity, 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития опера-ционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: Psychometric Method, McGraw-Hill, 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973,1978). Т.О. Гордеева, Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "ГИЛФОРД" в других словарях:

  • Гилфорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Гилфорд (значения). Город Гилфорд англ. Guildford Страна …   Википедия

  • Гилфорд — (Guilford)         Джой Пол (р. 7.3.1897, шт. Небраска, США), американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор… …   Большая советская энциклопедия

  • Гилфорд Д. — …   Википедия

  • Гилфорд Д. П. — …   Википедия

  • ГИЛФОРД — (Guilford) Джой Пол (7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, 11.12.1976, Нью Йорк), амер. психолог. Проф. Южно Калифорнийского ун та (с 1940). Один из лидеров психометрич. направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Гилфорд Д. П. — ГИ́ЛФОРД (Guilford) Джой Пол (1897–1976), амер. психолог. Разработал методы факторного анализа интеллекта, широко использовавшиеся в США в 50–60 х гг. для диагностики творч. возможностей инженеров и науч. работников …   Биографический словарь

  • Гилфорд — (Guildford)Guildford, старый город в графстве Суррей, юго вост. Англия, на р.Уэй, в 45км к Ю. З. от Лондона; 63090 жителей (1981). Здесь похоронен английский писатель, математик и логик Льюис Кэрролл (Чарлз Доджсон) (1832–98). В городе… …   Страны мира. Словарь

  • Гилфорд Дадли — Guilford Dudley Лорд Гилфорд Дадли …   Википедия

  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол — (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1987, Лос Анджелес, Калифорния) американский психолог. Биография. Образование получил в университете штата Небраска (1918 1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнельском университете (1924… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гилфорд (значения) — Гилфорд административный центр графства Суррей в южной Англии. Гилфорд, Джо Пол американский психолог, профессор …   Википедия

Книги

  • Собираемся в дорогу что взять и как упаковать, Гилфорд Дж.. Книга раскрывает секреты быстрого и эффективного планирования путешествия, объясняет современные техники упаковывания вещей и поможет подобрать все необходимоедля любой поездки, будь-то отдых… Подробнее  Купить за 216 руб
  • Зарубежный детектив, Эрл Стенли Гарднер, Чарлз Б. Гилфорд, Мишель Дедина, Морис Леблан, Э. Бэрредж. В сборнике представлены произведения известных мастеров детективного жанра - роман француза М. Дедина "Похищение норки", рассказы американцев Эрл Стенли Гарднера иЧарлз Б. Гилфорда "Дело ее… Подробнее  Купить за 40 руб
Другие книги по запросу «ГИЛФОРД» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.